Зачем петь больше старых гимнов

Новое не должно помогать нам хорошо забывать старое.

Наверняка, вы уже посмотрели на ютубе попурри Дэвида Весли «Эволюция музыки прославления», в котором он исполняет «а капелла» различные христианские гимны, написанные за последние полторы тысячи лет. Если нет, то вот этот ролик:

Слушая это произведение, я думал о своей недавней беседе в церкви. В своей проповеди в тот день я использовал в качестве иллюстрации историю Горацио Спаффорда и его стихи из гимна «Течет ли жизнь мирною..». Так вот, после проповеди ко мне подошел кое-кто и сказал примерно следующее: «Поучительная история и все такое, но, может быть, вернемся к современному исполнению гимна (в аранжировке Кристин Димарко и группы «Вефиль»)?»

Жаль, тогда-то видео (см. выше) еще не вышло, и я не мог им воспользоваться в своих аргументах. Нет, я не против, а даже наоборот – очень люблю современное исполнение старинных гимнов, и ценю богатство современной авторской музыки. Я достаточно молодой христианин (всего лишь на четвертом десятке) и вырос на современной христианской музыке. Вы же тоже слушали группы «Vineyard», «Delirious?» и «Sonicflood»? Вот. А моими любимыми были «Jesus Culture», «Hillsong Young & Free», «Elevation». Все остальное я слушал «фоново».

Но вот с возрастом я все больше ценю старые гимны. Нет, не из-за того, что они ассоциируются с католическим органом, литургией и прочими атрибутами святости. Просто все эти гимны прошли проверку временем и роднят нас с церквями, которые были до нас.

Как пишет К.С. Льюис в своем эссе «О старинных книгах»: «Было бы хорошо, если бы после каждой современной книги вы читали одну старинную». Не потому, что книги прошлых веков беспрекословно лучше, а потому что «новая книга – на испытании, и не новичку ее судить. Она поверяется многовековой христианской мыслью, и лишь в этом свете видны ее ошибки, неведомые автору». Перефразируя, гимны выдержали испытание временем. Даже не будучи знакомы с ними лично, мы понимаем, что в них есть сила и глубина, ведь церкви поют их не одно столетие.

Я как-то не задумывался об этом, но, посмотрев ролик с попурри Дэвида Весли, понял, что гимн «Be Thou my vision» (О, дай Тебя видеть, мой Бог и Господь!), который меня всегда очень поддерживал, написан аж в 560 году! Неудивительно, что в нем столько силы – его бы не пели более полутора тысяч лет, будь он обычной неглубокой песенкой.

Старинные книги хороши не только тем, что проверены временем – они также говорят нам о том, что сообщество творческих и посвященных людей, в том числе христианское, больше, шире, чем мы можем представить. Льюис развивает эту мысль так: «У всякой эпохи свой кругозор. Она особенно четко видит одно и особенно слепа на другое. Поэтому всем нам нужны книги, это восполняющие, т. е. книги других веков». То же самое происходит с музыкой. Она – продукт своего времени и ограничена его рамками. Когда же мы поем гимны прошлых времен, мы как бы заглядываем в маленькое окошко той эпохи и учимся у христиан, уже прошедших путь молодости, зрелых, наученных своими горькими испытаниями.

Также, когда мы поем старинные гимны, мы смотрим не только вглубь церкви,назад, в ее прошлое – но и вширь. Льюис пишет, что, когда мы читаем старинные книги, наш кругозор выходит за рамки дебатов одной общины, и мы видим, что объединяло все эти церкви на протяжении веков. «Если взглянуть на христианство как бы сверху, то станет понятно, что все, что осталось стоять после обилия богословских споров – достаточно крепкий и «рабочий» союз».

Хотя это не основной показатель, тем не менее, отличительной чертой наших конфессий чаще всего выступает именно музыка, пусть даже если это современные конфессии. А вот если взять в руки сборник старинных гимнов, то становится понятно, что к Богу обращались баптисты, веслиане, пресвитериане, лютеране, и даже сам Лютер писал духовную музыку. То есть пред нами предстают не разрозненные конфессии, но группы людей, объединенные любовью к Богу и являющиеся частью нашей общей традиции. И мы понимаем, что то, что нас объединяет, больше, чем то, что разделяет.
Так что, нам теперь совсем отказаться от современной музыки? Нет, потому что я бы не хотел быть церковью, застрявшей в прошлом. Но раз мы изучаем книги богословов прошлых веков, давайте изучать все вместе – и слова и музыку. 
 

Работает на Cornerstone