Неверующие в группе прославления?

Позвали на алтарь неверующего музыканта? Вы хорошо подумали?

Старая дилемма: у музыкального служения церкви есть нужда, а у местного неверующего музыканта есть время. Сам Бог, кажется, велел свести одно с другим… или не велел?

Поначалу библейский ответ кажется очевидным. В детской воскресной школе меня пугали истории о том, как Бог убивал людей: Анания и Сапфира (Деяния 5), Надав и Авиуд (Левит 10), и, конечно, Оза (2-я Царств 6). Я дивился тому, что многие из тех, кого Господь умертвил, были умерщвлены за неподобающее поклонение. И хотя в этих историях меня кое-что смущало, одно было ясно: Божья любовь – это святая любовь. Бог не допустит, чтобы Его присутствие было осквернено.

В какой-то момент, впрочем, всё стало вдруг менее очевидным. Я почитал книги о церковном устройстве, где утверждалось, что общинам следует допустить неверующих до участия в богослужениях. Нехристиане, говорилось там, зачастую сперва принимают христианскую общину, а затем уже и христианскую веру. С этой точки зрения, допуск неверующих до участия в музыкальном служении прославления и даже руководство им – это довольно мощная форма благовестия.

Когда-то этот аргумент звучал для меня очень убедительно. Но я передумал. Я рассмотрел этот вопрос с трех ракурсов, и мне стало все гораздо понятнее.

Ракурс 1: Церковный лидер

Во-первых, когда неверующего допускают к ведению прославления, церковные лидеры путают благовестие и мастерство. Сначала кажется, что это очень благородная цель – благовестовать неверующим, но благовестие не должно быть главной целью церковного богослужения. И поскольку не вызывает сомнений тезис, что только верующие могут возглавлять богослужение во время общих собраний, музыкальное поклонение тоже должно следовать этому правилу, если даже не больше остальных.

Подумайте только, насколько ситуация может стать запутанной. Как правило, в этой истории обычно идёт речь об отличных музыкантах, умело играющих на инструментах, а не о самоучках, знающих и умеющих не более остальных. Легко представить, как в церковь с распростертыми объятьями пригласили выдающегося барабанщика, работающего в студии. Но почему? Будут ли лидеры церкви испытывать подобное желание благовествовать и пригласят неверующего в команду прославления, если неверующим окажется посредственная вокалистка, не умеющая, скажем, строить гармонии. Если нет, то следует признать, что главная цель, которая здесь преследуется – это не благовестие, а музыкальное мастерство.

Музыкальное мастерство может быть отличным и ценным дополнением к церковному поклонению, но оно не может быть главой ценностью. И уж точно оно не должно быть контрабандой, пронесенной в церковную жизнь под маской благовестия.

Конечно, некоторые уверовали во Христа, участвуя в церковном служении прославления. Слава Богу! Каждая покаявшаяся душа – это повод для праздника. Но истории о покаявшихся через участие в команде прославления музыкантах сродни историям о выживших в автокатастрофах людях, не пристегнувшихся ремнем безопасности: мы рады, что они живы, но вряд ли нужно практику «непристёгивания» ремнем возводить в ранг правила.

Раз уж членство в церкви – это «завет между верующими, подтверждающими исповедание веры друг друга», на церковных лидеров возложена очень серьезная ответственность. Они подтверждают исповедание веры человека, когда позволяют тому нести публичное, иногда даже руководящее служение во время церковного собрания.

И это подтверждение очень часто неправильно истолковывают. Особенно, неверующие.

Ракурс 2: Неверующий

Во-вторых, ведущий прославление нехристианин вносит сумятицу в умы неверующих относительно природы спасения. По большей части, нехристиане полагаются на свои дела, когда хотят угодить Богу и произвести на Него впечатление. А это прямая противоположность Евангелию.

Даже когда мы пытаемся объяснить евангельское различие между делами и верой, путаница всё равно проникает в неверующее сердце. Поэтому любой благовестник должен стараться прояснить это различие, а не запутывать всё ещё больше. Приглашение неверующего в команду прославления только закрепляет непонимание значения дел для праведности.

Вспомните Евангелие от Матфея 7:21-23 и представьте себе трагедию неверующего музыканта, представшего в последний день перед Господом. Он обращается к Богу: «Но, Господи, я играл музыку на богослужениях!» Может быть, не совсем приятно объяснять нехристианину-музыканту, почему он не может играть на богослужении, но в том и проявление доброты – помочь ему не услышать последние слова осуждения от Господа.

Ракурс 3: Прихожанин

В-третьих, ведущий поклонение нехристианин вносит путаницу в понимание собранием природы поклонения. Мудрый лидер прославления помогает общине понять разницу между музыкой и поклонением.  Когда прихожанин жалуется на музыкальный стиль или эстетические предпочтения, добрый пастор поклонения переведёт разговор в плоскость целей служения поклонения. «Мы ведем людей в поклонение», – скажет он, – «а не выступаем с концертом».

Поклонение – это реакция верующего сердца на труд Святого Духа, а не эмоциональная реакция на качество музыки.

Но это ключевое различие сильно размывается, если один или несколько участников музыкальной команды на самом деле играют концерт, а не поклоняются живому Богу. Не стоит винить прихожан за непонимание, если церковные лидеры и участники богослужения на алтаре посылают путанные сигналы.

Представьте себе мать подростка-басиста. Желая найти наставника для своего ребенка, она обращается к басисту команды прославления после службы, чтобы тот поговорил с её сыном. Мальчик послушно следует за своей матерью, а потом выясняется, что человек не любит Господа, а «выступает» в церкви только для того, чтобы заработать немного денег. И в этом опасность: неверующий в алтаре лишает прихожан возможности подражать вере духовных и музыкальных лидеров.

Итак, давайте учитывать благо и для неверующих, и для верующих. Давайте сердечно приветствовать всех людей на наших общих собраниях, верующих и неверующих (1 Кор. 14:22-25). Но следует также уточнять, что церковь принадлежит Христу, а не миру (2 Кор. 6:14–7:1).

Давайте использовать наши церковные собрания, чтобы показать миру, что это святилище, а не концертный зал. Это там, где «так да скажут избавленные Господом» (Пс. 106:2).

Работает на Cornerstone